Новое мышление Франца Розенцвейга

Лекция
Философия и религия
Новое мышление Франца Розенцвейга

В 2017 году в издательстве «Гешарим» впервые на русском языке вышла одна из важнейших философских книг XX века – «Звезда избавления» Франца Розенцвейга (отв. ред. и сост. И. Дворкин; пер. с нем. Е. Яндугановой). «Новому мышлению» Франца Розенцвейга в сфере философии, религии и эстетики посвящены три мини-лекции:

Илья Дворкин

Розенцвейг – автор «нового мышления»

Франц Розенцвейг в 1920-е провозглашает новую эру в истории философии. Его работы «Звезда избавления» и «Новое мышление» знаменуют переход от старой онтологической философии «от Парменида до Гегеля» к новой говорящей или рассказывающей философии, в которой центром будет не только мысль, но также язык и речь. Розенцвейг является «философом своей философии». Для него, как и для Гёте, Шопенгауэра и Ницше, философия воплощается не в книгах, а в самой жизни философа. Однако, Розенцвейг сформулировал четкую философскую систему, затрагивающую все философские проблемы от логики и истории, до проблем жизни и смерти, Бога и смысла человеческого существования. Как можно совместить философию-как-разговор со строгой философской системой?

Ури Гершович

Розенцвейг и иудео-христианский диалог

Для Франца Розенцвейга, пытавшегося разработать новый взгляд на триаду «Бог-мир-человек» и строившего свою систему на отказе от традиционной метафизики, важную роль играла аврамическая традиция. Давний спор между иудаизмом и христианством Розенцвейг рассматривает с точки зрения развиваемого им понятия диалога. Однако, речь идет не о примирении и понимании другой стороны, а о сложной взаимо-дополнительности альтернативных, но устремленных к одной цели мировоззренческих позиций. Что Розенцвейг подразумевает под диалогом двух конфессий, каким видится ему их взаимодействие и сосуществование, насколько актуален его взгляд?

Семен Парижский

«Не как черешни, а как персики»: Розенцвейг о восприятии поэзии и музыки

Летом 1929 года Франц Розенцвейг пишет матери: «Меня следовало бы назвать Йеѓуда бен Шмуэль, ведь это имя человека, чьим не совсем удачным перевоплощением я являюсь». Почему философ Розенцвейг считал себя реинкарнацией средневекового поэта Йеѓуды ѓа-Леви? Как «новое мышление» Розенцвейга, в центре которого находится язык – как «свадебный дар Бога человечеству» – проявляется в его переводах средневековой еврейской поэзии? Как философские и эстетические взгляды Розенцвейга проявлялись в его музыкальной критике, в частности, в рецензиях на грампластинки с записями Бетховена?

В качестве музыкального эпилога Илья Рубинштейн и Павел Домбровский исполняют Сонату для виолончели № 4 (op. 102) Людвига ван Бетховена.