Сломанное время

  • 14 September 2014
    Философы-однофамильцы о том, почему евреи "сломали" историю

    ХIХ век прошел под знаком линейного образа исторического развития. Его кульминацией стала историософия Гегеля и Маркса, согласно которой разрешение противоречий осуществляет перевод исторического процесса на более высокую «прогрессивную» стадию. Однако этот историософский оптимизм был разрушен катастрофами ХХ века, причем не последнюю роль в его разрушении сыграли еврейские мыслители.

    Место единого исторического нарратива, описывающего всеобщую, то есть общую для всех, историю мира занимает сложная совокупность частных нарративов: у еврейских мыслителей общее пространство исторического развития дробится, разваливается на части. Конфигурация этих частей может принимать самые различные формы – у Бергсона и Гуссерля речь идет о переживании «длительности» или о «внутреннем сознании времени», у Фрейда – о вытесненной памяти о прошлом, у Левинаса мы встречаем «диахронию» моего времени и времени других, а идеи Розенцвейга или Беньямина можно интерпретировать как мессианские. Почему же евреи, создавшие Священное Писание в форме исторической хроники, то самое Писание, которое на протяжении всей европейской истории было образцом единого исторического нарратива, вдруг решили от него отказаться?

    Лекция Михаила Ямпольского (New York University) и Анны Ямпольской (РГГУ, ГУ-ВШЭ).

    Время: 14 сентября (ВС), 19.00

    Место: Павильон ШКОЛА в Парке искусств МУЗЕОН

    Вход бесплатный, но необходима онлайн-регистрация.

    Сломанное время