"Новое мышление" Франца Розенцвейга
-
19 April 2020, 19:00
Пару лет назад в издательстве "Гешарим" впервые на русском языке вышла одна из важнейших философских книг XX века – "Звезда избавления" Франца Розенцвейга (отв. ред. и сост. И. Дворкин; пер. с нем. Е. Яндугановой).
Тех, кто уже успел ее прочитать, и тех, кто еще не успел, проект "Эшколот" приглашает на онлайн-событие, посвященное "новому мышлению" Франца Розенцвейга в сфере философии, религии и эстетики:
Розенцвейг – автор «нового мышления»
Франц Розенцвейг в 1920-е провозглашает новую эру в истории философии. Его работы «Звезда избавления» и «Новое мышление» знаменуют переход от старой онтологической философии «от Парменида до Гегеля» к новой говорящей или рассказывающей философии, в которой центром будет не только мысль, но также язык и речь. Розенцвейг является «философом своей философии». Для него, как и для Гёте, Шопенгауэра и Ницше, философия воплощается не в книгах, а в самой жизни философа. Однако, Розенцвейг сформулировал четкую философскую систему, затрагивающую все философские проблемы от логики и истории, до проблем жизни и смерти, Бога и смысла человеческого существования. Как можно совместить философию-как-разговор со строгой философской системой?
Розенцвейг и иудео-христианский диалог
Для Франца Розенцвейга, пытавшегося разработать новый взгляд на триаду «Бог-мир-человек» и строившего свою систему на отказе от традиционной метафизики, важную роль играла аврамическая традиция. Давний спор между иудаизмом и христианством Розенцвейг рассматривает с точки зрения развиваемого им понятия диалога. Однако, речь идет не о примирении и понимании другой стороны, а о сложной взаимо-дополнительности альтернативных, но устремленных к одной цели мировоззренческих позиций. Что Розенцвейг подразумевает под диалогом двух конфессий, каким видится ему их взаимодействие и сосуществование, насколько актуален его взгляд?
«Не как черешни, а как персики»: Розенцвейг о восприятии поэзии и музыки
Летом 1929 года Франц Розенцвейг пишет матери: «Меня следовало бы назвать Йеѓуда бен Шмуэль, ведь это имя человека, чьим не совсем удачным перевоплощением я являюсь». Почему философ Розенцвейг считал себя реинкарнацией средневекового поэта Йеѓуды ѓа-Леви? Как «новое мышление» Розенцвейга, в центре которого находится язык – как «свадебный дар Бога человечеству» – проявляется в его переводах средневековой еврейской поэзии? Как философские и эстетические взгляды Розенцвейга проявлялись в его музыкальной критике, в частности, в рецензиях на грампластинки с записями Бетховена?
В качестве музыкального эпилога Илья Рубинштейн и Павел Домбровский исполнят Сонату для виолончели № 4 (op. 102) Людвига ван Бетховена.