Манифесты авангарда

  • 15 April 2021
    Чем объяснить крах еврейской авангардной утопии в 1930-х?

    Мини-курс "медленного чтения" манифестов художественного авангарда с Валерием Дымшицем

    14 апреля 20:30 Галерея "На Шаболовке"

    15 апреля 20:30 Галерея "На Шаболовке"

    Сухер-Бер Рыбак, Борис Аронсон «Пути еврейской живописи» (1919).

    Манифест, провозгласивший «Еврейская форма уже здесь, она просыпается, она возрождается!»

    Эль Лисицкий «Воспоминания о Могилевской синагоге» (1923).

    Антиманифест, объясняющий, почему настоящим еврейским художником можно стать, если отказаться от поисков национального стиля и примкнуть к наиболее передовым течениям интернационального авангарда. «Нам живая собака дороже мертвого льва. Мы знаем: когда эта собака подохнет, она станет львом».

    В галерее «На Шаболовке» открылась выставка «Блуждающие звезды: советское еврейство в довоенном искусстве» (куратор: Надя Плунгян, архитектор: Александра Селиванова). При всем разнообразии стилевых манер, можно сказать, что все представленные на ней художники создают национальное искусство, исходя из его темы, но не особенно озабочены поисками «национального еврейского стиля». Можно сказать, что живописцы и графики делают шаг назад, возвращаясь в XIX в., когда изображение евреев (портрет и жанр) было исчерпывающим признаком национального в искусстве.

    Между тем, десятилетием раньше, основной задачей еврейского искусства провозглашалось обретение национального стиля и, более того, национального визуального языка. Особенно характерны такого рода авангардные утопии были для наиболее радикальной и одновременно национально ориентированной художественной группы – киевской «Культур-Лиги». Отказ от большого национального проекта в еврейском искусстве нельзя объяснить ни постепенным угасанием авангарда, ни, тем более, «зажимом» еврейской культуры: в 1930-х гг. она в СССР вполне легитимна и пользуется покровительством власти. Более того, целый рад художников, продолжавших активно работать в 1930-х гг. (Эль Лисицкий, Соломон Никритин, Александр Тышлер, Исаак Рабинович, Исаак Рабичев и др.), не утратили ни своего эстетического радикализма, ни интереса к еврейской теме, но отказались от поисков особого «еврейского» пути в искусстве. Это тем более странно, что именно в 1930-х гг. был выдвинут лозунг о создании, по словам Сталина, искусства «национального по форме, социалистического по содержанию». Но как раз в тот период, когда обращение к народному искусству все больше поощряется, еврейские художники почти не проявляют интереса к народному еврейскому искусству, хотя в конце 1910-х – начале 1920-х оно очень сильно привлекало их внимание.

    Короткая, но бурная история еврейской национально-художественной утопии позволяет понять, как произошло формирование гораздо более умеренного художественного языка еврейского искусства в 1930-х гг. Эту историю отчетливо иллюстрируют тексты, написанные художниками и художественными критиками в недолгую эпоху еврейской авангардной «бури и натиска».

    Зарегистрироваться для очного участия (количество мест ограничено). Помимо регистрации для очного участия необходимо приобрести входные билеты на выставку (100 руб., льготный 50 руб, перед началом или онлайн на сайте галереи).

    Для просмотра онлайн-трансляции зарегистрируйтесь по этой ссылке.

    Мероприятие проходит при поддержке Genesis Philanthropy Group

    ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИЯ ПЕРВОГО СЕМИНАРА:

    ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИЯ ВТОРОГО СЕМИНАРА:

    Манифесты еврейского авангарда