Metropolis. Фестиваль в Берлине

Веймарский Берлин как столица еврейского модернизма

Проект реализуется при поддержке Genesis Philanthropy Group и при содействии Еврейского агентства для Израиля — Германия

Метрополис: Веймарский Берлин как столица еврейского модернизма

Фестиваль медленного чтения "Эшколот"

Берлин, 4-7 ноября, 2019

Иногда исторические обстоятельства сходятся в уникальный хронотоп – безошибочно узнаваемое сочетание духа времени и гения места. Сто лет назад Веймарский Берлин стал глобальной узловой станцией, местом пересечения миграционных потоков, многоязычным торжищем, лабораторией радикальных технологических, социальных и художественных экспериментов, сопровождаемых экономическими кризисами и декадентской ночной жизнью. На десятилетие Берлин становится столицей еврейского модернизма – философского (Шолем, Бубер, Беньямин, Блох), литературного (Дёблин, Рот, Бялик, Агнон, Бергельсон), художественного (Лисицкий, Рыбак), архитектурного (Мендельсон) и музыкального (Вайль, Эйслер).

Задача фестиваля медленного чтения «Эшколот» – через углубленное изучение исторических источников и литературных текстов погрузиться в атмосферу Берлина 1920-х годов и обнаружить следы еврейского Метрополиса, продолжающего влиять на облик современного города.

ОТКРЫТЫЕ ЛЕКЦИИ (Берлин, Мюнстеришештрассе 6)

Гертруд Пикхан (Freie Universität Berlin)

Шарлоттенград и Шойненфиртль. Еврейские мигранты в Веймарском Берлине

4 ноября (ПН) 12.30-14.00

На английском языке без перевода

После Первой мировой войны в Германии оказалось около полумиллиона беженцев и эмигрантов. Десятки тысяч евреев из Восточной Европы осели или застряли в Берлине. «Микрокосм» еврейских мигрантов в Берлине был так же сложен и многослоен с социальной, политической, культурной и религиозной точки зрения, как «макрокосм» ашкеназского еврейства в целом. Некоторые мигранты были скорее частью знаменитого «Русского Берлина», в то время как другие принадлежали к виртуальной Yiddishland межвоенного периода. Многообразие среды еврейских мигрантов и является предметом этой лекции.

Зарегистрироваться на лекцию (бесплатно)

Онлайн-трансляция

Татьяна Баскакова (Москва)

Берлин Александерплац: литературный модернизм Альфреда Дёблина (мини-курс)

4 ноября (ПН) 17.00-18.30

7 ноября (ЧТ) 12.30-14.00

7 ноября (ЧТ) 17.00-18.30

На русском языке без перевода

Альфред Дёблин, один из самых интересных писателей-новаторов XX века, почти всю жизнь (за вычетом годов эмиграции и последних лет) прожил в Берлине, был влюблен в этот город, исходил его вдоль и поперек – как врач для бедных, как постоянный посетитель столичных библиотек и музеев – и навсегда запечатлел Берлин своей молодости в ставшем всемирным бестселлером романе «Берлин Александерплац» (1929), но также в других книгах: «Борьба Вацдека с паровой машиной», «Ноябрь 1918-го», «Вавилонское странствие» и в фантастическом романе «Горы моря и гиганты». В рамках курса Татьяна Баскакова будет читать и разбирать фрагменты о Берлине из романов «Берлин Александерплац» и «Горы моря и гиганты».

Зарегистрироваться на курс (бесплатно)

Онлайн-трансляция (1)

Онлайн-трансляция (2)

Онлайн-трансляция (3)

Марк Каплан (Университет Вроцлава)

Идишский модернизм в Веймарском Берлине (мини-курс)

5 ноября (ВТ) 15.00-16.30

5 ноября (ВТ) 17.00-18.30

6 ноября (СР) 12.30-14.00

На английском языке без перевода

В Веймарскую эпоху Берлин стал убежищем для десятков тысяч носителей идиша из бывших Австро-венгерской и Российской империй. Среди беженцев были ведущие представители еврейского литературного авангарда. Мини-курс посвящен произведениям трех авторов: Довида Бергельсона (1884-1952), Дер Нистера (Пинхус Каганович, 1884-1950) и Мойше Кульбака (1896-1937). Они демонстрируют богатое разнообразие жанров и настроений – от сатиры и бурлеска до фэнтези, мистики и меланхолии.

Зарегистрироваться на курс (бесплатно)

Онлайн-трансляция (1)

Онлайн-трансляция (2)

Онлайн-трансляция (3)

Франк Штерн (Университет Вены)

Еврейская культура и Веймарский кинематограф (мини-курс)

4 ноября (ПН) 15.00-16.30

5 ноября (ВТ) 12.30-14.00

6 ноября (СР) 15.00-16.30

6 ноября (СР) 17.00-18.30

На английском языке без перевода

«Бурные двадцатые» в Веймарской республике были ярким, дерзким, провокативным периодом, в котором особую роль играла визуальная культура. Средоточием новой визуальности был кинематограф. Еврейские художники, писатели, режиссеры, операторы и актеры оказали большое влияние на качество и разнообразие немецкого кино. Мини-курс посвящен показу и обсуждению фильмов, в которых отражается еврейская жизнь Берлина и Германии 1920-х.

Зарегистрироваться на курс (бесплатно)

Онлайн-трансляция (1)

Онлайн-трансляция (2)

Онлайн-трансляция (3)

Онлайн-трансляция (4)

Натан Щаранский (Израиль)

Взгляд с Глиникского моста на Германию XX и XXI века

7 ноября (ЧТ) 15.00-16.30

На русском языке без перевода

11 февраля 1986 года через "шпионский" Глиникский мост в Берлине перешел советский правозащитник Натан Щаранский, отсидевший 9 лет по обвинению в измене Родине и антисоветской агитации. Через 3 года после этого пала Берлинская стена, а через 5 лет не стало СССР. Благодаря своей бескомпромиссной борьбе Натан Щаранский оказался в центре глобальных геополитических сдвигов конца XX века. Как бывший глава Еврейского агентства, много внимания уделяющий связям евреев Германии с Израилем, видит эволюцию еврейской жизни в Германии XX и XXI века во всей ее трагичности и противоречивости?

Зарегистрироваться на лекцию (бесплатно)

Онлайн-трансляция

Звуки Метрополиса

Концерт камерной музыки

7 ноября (ЧТ) 20.30-21.30

Галерея Werkhalle Wiesenburg на Wiesenstrasse 55

В 1920-е годы авангардные эксперименты в классической музыке включали не только атональный сериализм Арнольда Шёнберга и Альбана Берга, но и дерзкие попытки смешения классических форм со "звуками большого города" — джазовой, танцевальной и фольклорной музыкой (Курт Вайль, Стефан Вольпе, Эрвин Шульгоф). Почти всем веймарским музыкальным модернистам, с их левыми убеждениями и/или еврейским происхождением, пришлось бежать из нацистской Германии (Шёнберг, Вайль, Вольпе). Эрвин Шульгоф погиб в концлагере (1942). Программа камерной музыки в исполнении Blender Quartett отдает должное заново открытым великим композиторам XX века — Курту Вайлю (Струнный квартет №1, 1923), Стефану Вольпе (Скрипичный дуэт, 1924) и Эрвину Шульгофу (Пять пьес для струнного квартета, 1923).

Зарегистрироваться на концерт в Werkhalle Wiesenburg (бесплатно, количество мест ограничено)