Репортаж с лекции "Святой филолог"

Текст
Возрождение интересовалось обнаженной натурой, и святой Иероним представляет в этом смысле особую наготу – изможденную, истощенную, старческую – можно сказать, что это такой ренессансный натурализм.
Под конец сезона проект Эшколот организовал в музее Рериха традиционную встречу в формате диалога между искусствоведом и религиоведом, посвященную, на сей раз, образу блаженного Иеронима в искусстве эпохе Возрождения.

Историк философской и богословской раннехристианской мысли Алексей Фокин, автор книги «Блаженный Иероним Стридонский, библеист, экзегет, филолог» рассказывал о личности и пути нашего героя. Родился он, как, в принципе, можно было предположить, родился в римском форпосте Стридон в Далмации. Нынче это место находится не то в Словении, не то в Хорватии, точно не скажешь, потому как готы разрушили его еще при жизни Иеронима. Дата рождения точно неизвестна – в диапазоне от 331 до 347 года, причем большинство ученых склоняется как раз к последней дате. Известно, что отца его звали Евсевий, что подразумевает греческое происхождение, но при том известно, что родным языком его была латынь. Он получил классическое образование – сперва в Аквилее, на севере современной Италии, а затем в Риме, где изучал artes liberalеs, свободные искусства. Особых успехов добился в изящной словесности: знал наизусть и часто цитировал в своих трудах Плавта, Цицерона, Горация, Вергилия. Там же в Риме обращается к христианству – при том, что родители его были христианами, детей своих они по тогдашней традиции не крестили, оставляя это решения до наступления зрелости. Поступив на государственную службу, видимо по настоянию отца, вскоре ее оставил, уйдя в монахи. Проведя два-три года в Аквилее, где сложился кружок образованных христиан, объединенных идеей подвижничества и монашеского служения, Иероним отправился в паломничество в Антиохию. Там он ушел в Халкидскую пустыню в затвор, на пять-шесть лет, как бы воплощая приснившийся ему сон, в котором он пообещал уйти от языческой культуры и заниматься только священным писанием. Познакомившись там с монахом, евреем, принявшим христианство, Иероним выучил с его помощью иврит. По словам Алексея Фокина, Иероним думал отвлечь мысли, а вышло промыслительно, ибо именно благодаря этому знанию Иероним стал великим создателем Вульгаты – первого и наиболее прославленного перевода Библии на латынь. Вернувшись в мир, Иероним посетил Константинопольский собор, а затем в качестве переводчика отправился с посольством в Рим. Папа Дамас назначил его своим секретарем и заведующим папской библиотекой, повелев сверить старые переводы с греческого на латынь.

В Риме Иероним нашел еврейскую общину и общался с раввинами, продолжая практиковаться в иврите. Вокруг него сложился круг христиан, включавший знатных римских матрон, вдов с большим семейством, которые занимались с ним чтением Священного писания, его толкованиями и еврейским языком. Иероним пользовался почетом и уважением в церковных кругах, но были у него и недруги. После смерти его покровителя Дамаса в 384 году ему предъявили компрометирующие документы и вынудили навсегда покинуть Рим под страхом лишения сана. Вместе со своими последователями, включая богатую вдову Паолу (или Павлу в русской традиции) и ее семью, он уехал в Палестину. В Вифлееме на деньги Павлы было основано два монастыря – женский рядом с храмом Рождества, где поселились сама Павла, ее дочь Евстохия и другие римлянки, и мужской, настоятелем которого стал Иероним.

С 386 года до своей смерти в 419 году Иероним провел в Вифлееме, отлучаясь в Иерусалим и Кесарию, где была большая библиотека. В 393 он решает сделать новый перевод с еврейской «истины» – до него никто из христиан не переводил Ветхий Завет напрямую. Это заняло 15-16 лет. Из Нового Завета в Вульгате Иеронимом переведены только четыре евангелия, остальное делали его ученики. Он также писал комментарии – сперва переводил знаменитых экзегетов с греческого на латынь, а потом стал составлять свои. Его несомненный вклад – комментарии на пророческие книги Ветхого Завета – 12 малых и 4 великих – Даниила, Исайи, Иезекиля, Иеремии. Последнюю Иероним не успел закончить – остановился на 32 главе. Сначала он приводил точный перевод с еврейского на латынь, потом перевод из Септуагинты на латынь, а потом комментировал. Перу Иеронима также принадлежат справочники библейских имен и географических названий, а также жития святых и церковная история – от сотворения мира до императора Валента (378 год). Он составил и первую историю христианской литературы «О блаженных мужах» – от апостолов до своих современников, включая всех христианских святых, оставивших сочинения, причем заканчивает список самим собой, приводя для каждого автора краткую характеристику, список произведений и собственное мнение.

Иероним умер 30 сентября 419 и был погребен рядом с яслями Христа в Вифлееме. На его мощах случаются чудеса, в VII-VIII веке его имя попадает в мартирологи, а в XIII веке Иероним причислен к лику святых. Тогда же его мощи перенесены в Рим в крипту церкви Санта Мария Маджоре.





По словам искусствоведа Ольги Назаровой, блаженный Иероним – один из самых популярных святых в эпоху Возрождения. И монахи аскеты, и отшельники, и ученые, и третье сословие – торговцы, коммерсанты заказывали его изображения и отдавали себя под его покровительство. Интересно разобраться, почему это так и как эти образы соотносятся с историческим персонажем. Ключ к разгадке кроется в концепции ренессансного благочестия.

На самом раннем из известных нам изображений – позднеантичном диптихе Боэция – святой Иероним с Библией в руке изображен в окружении святых Августина и Григория. В эпоху Каролингов была востребована тема выправления книг, созвучная с деятельностью Иеронима, поэтому в Библии Карла Лысого мы видим Иеронима, выправителя и переводчика, раздающим экземпляры Вульгаты монахам для развоза по приходам.





Естественно, перенесение мощей в Рим сыграло очень важную роль. Клирики церкви Санта Мария Маджоре были весьма заинтересованы в «рекламе» новообретенных мощей. В XIV веке составляется житие святого Иеронима, обрастающее легендарными увлекательными подробностями, появляются новые сочинения, среди авторов которых надо отметить профессора канонического права Болонского университета Джованни Ди Андреа. Этот каноник написал Иеронимиану – включая гимны и молитвы, призывал монахов брать его имя, иметь при себе его образы. Он же подчеркивал роль Иеронима как кардинальскую. С этого момента в иконографии он получает роскошные красные одеяния. Даже если он изображен в виде монаха, отшельника, рядом всегда есть кардинальская шляпа.





В «Прекрасном часослове герцога Беррийского» иллюминированном на рубеже XIV- XV веков братьями Лимбургами мы видим первый житийный цикл из 12 сцен, посвященный Иерониму. Он написан на основе «Золотой легенды» Иакова Ворагинского, наиболее популярного средневекового сборника легенд и житий святых. В первых двух сценах мы видим конфликт между классическим образованием и христианским мировоззрением. Эти сцены в некотором смысле опираются на письма самого Иеронима, в то время как торжественное посвящение в кардиналы – плод средневекового сочинения, так же как и сцена с Иеронимом в женской одежде. Согласно «Золотой легенде» монахи, движимые завистью, подложили ему женскую одежду, тот не заметил и одел ее к заутрене, опозорился и был вынужден покинуть Рим.





История о святом Иерониме и льве – легендарная, ее первоисточник можно найти в житии другого святого – Герасима. В средние века она стала частью агиографии Иеронима: лев остался в монастыре, более того, у него было собственное послушание – пасти осла, смиряя свои инстинкты. Но однажды он заснул, и проезжавшие купцы свели осла, подумав, что он ничей. Лев вернулся в монастырь, и монахи решили, что он сожрал-таки осла, не совладав со звериной природой. Но спустя какое-то время те же купцы с тем же ослом шли обратно, и братия увидела его и поняла, что благочестие льва было беспорочным: налицо аналогия с римской историей самого Иеронима.





В конце XIV века центром культа святого Иеронима становится северная Италия, где возникают три монашеских конгрегации, связанные с его именем. Важно понимать, что религиозность второй половины XIV века особая – на нее повлияла чума, неурожаи, крушение крупнейших банковских домов. Колоссальная убыль населения и перестройка социальной структуры привели к тому, что «живые завидовали мертвым», или, если и не завидовали, то испытывали огромное чувство вины. И Иероним стал восприниматься в первую очередь как святой, соблюдавший молитвенный уединенный образ жизни, посвятивший свои дни покаянию. Поэтому на полотнах конца XIV- начала XV века наиболее популярный образ – это кающийся Иероним в пустыне, зачастую одетый в серую тунику, препоясанную веревкой, как монахи иеронимиты. При этом налицо его традиционные атрибуты – кардинальская шляпа, лев и камень, которым он побивает себя в грудь.





На алтарном образе для общины сан Джероламо ему предстоят в похожих одеяниях донатор и реальные сподвижники Иеронима – Дамас, Павла и Евстохия.









Возрождение интересовалось обнаженной натурой, и святой Иероним представляет в этом смысле особую наготу – изможденную, истощенную, старческую – можно сказать, что это такой ренессансный натурализм.





Постепенно культ двигается на север Италии – и в образе кающегося Иеронима в пустыне очертания пустыни постепенно утрачиваются: камни и утесы уступают место реке, цветам – пустыня оборачивается раем. Побивание себя камнями в грудь сменяется сосредоточенностью, чтением книг. И в XV века приобретает популярность образ Иеронима в келье – со львом и в кардинальском облачении.





На картине Антонелло де Мессина бросается в глаза обилие деталей, причем все они имеют отношение к разным темам, за пределами истории Иеронима. То что, на современный профанный взгляд, кажется бытовыми предметами, на самом деле является мариологическими символами, уходящими корнями в традиции нидерландской живописи. Умывальник и полотенце или лилия в сосуде символизируют чистоту богородицы, четки – набожность. Здесь мы видим те же символы – возможно потому, что Иероним писал о приснодевстве богоматери, возможно, потому что он сам рассматривался как отец Вульгаты, возможно, потому, что он открыл Павле и Евстохии путь к спасению. И павлин и сосуд с водой в этом контексте читаются как символы рая, противопоставленные смерти, символически обозначенной с помощью использованного полотенца и кошки, символа дьявола.

Вообще надо отметить, что сама история святого Иеронима богата на подробности – как реальные, так и прибавившиеся к ним в средневековье, что, безусловно, стимулировало воображение и делало ее столь популярным сюжетом на протяжении многих веков.