Репортаж о лекции Д. Марома по философии образования

Текст
Что должно быть в центре образования? На это могут дать ответ научные исследования, это территория современной философии. Философия касается не только цели образования, но и его средств. Философ может посмотреть на проблему сверху, не закапываясь в поток современности.
Наташа Галкина Философия средней школы
До революции в России философия была обязательным предметом гимназического курса. Сейчас же философ в школе — редкий гость. Вслед за художником, психологом, театральным режиссером Даниэль Маром отправился в современную школу, где провел несколько лет в качестве штатного философа. Новая глобализация ставит давно забытые вопросы мультикультурного образования. Маром приставал к ученикам и учителям с разными каверзными вопросами и исследовал новое образование. Своими наблюдениями он поделился с аудиторией проекта «Эшколот».


Люди или роботы?

Насколько человек зависим от технологий? С одной стороны роботам придаются человеческие качества, с другой - человек сам становится похож на робота. Психология новых технологий, проблема дегитальной революции как нельзя актуальны.
Сегодня молодежь приобретает новые навыки, ноотвыкает от простого общения. Люди продолжают собираться вместе, но эти встречи больше похожи на собрание одиночек. Человек теряет способность говорить сам с собой и начинает говорить с социальными сетями. Многозадачность рассеивает внимание. Человек может делать все больше дел одновременно, но качество дел неизменно падает, и в итоге длинные тексты пугают его своей длиной.
Что должно быть в центре образования? Должно ли оно развивать в человеке человеческое, предлагать альтернативные пути или же — постоянно гнаться за дигиталиями? На эти актуальные вопросы пока не могут дать ответы научные исследования, это территория современной философии. Их можно решить только с помощью философского инструментария. Философия касается не только цели образования, но и его средств. Философ может посмотреть на проблему сверху, не закапываясь в поток современности.

Философы образования

От философа ждут указаний, куда должно идти образование. Философия должна объединять разные отрасли знаний. Современное образование находится в спячке, оно ограничено порочным кругом доски и мела. Через 30 лет после окончания школы Маром пришел в класс к своему первому учителю и спросил его, как он учит детей?
«Когда ты входил в класс, я стоял в дверях» - улыбнулся он. Действительно, я помню, как языком тела он приглашал нас в свой взрослый мир, волшебное царство истории». Задача философа в школе - выработать глобальную концепцию видения школы и перевести это видение в конкретные детали, говорил Шломо Фокс, философ еврейского образования. Именно он придумал идею школьного философа и сподвиг Марома.

Опыт школьного философа

В Израиле перемешались выходцы со всех концов света. Не случайно, идею мультикультурализма первым придумал еврейский философ и сионист из Америки Хорес Мейер Кален. Исходя из сионистских представлений он предложил идею культурного плюрализма.
Маром собрался исследовать философию образования на практике. Именно в этот момент в Израль приехали репатрианты из России. Маром решил использовать этот шанс и нашел школу в Тель-Авиве, где учится полторы тысячи русскоговорящих израильтян. Он стал интервьюировать учеников, учителей, родителей, вел уроки и присутствовал наних, для того, чтобы понять, что происходит в этой школе. В ней Маром попытался реализовать идеал мультикультурного образования.
Через год философ понял, что в этой школе есть шанс создать альтернативную модель израильского общества. Для этого нужно было начать диалог между русскоговорящими учителями и учителями — коренными израильтянами. Маром открыл семинар, где из взаимоотношений двух ведущих выстраивались взаимоотношения учителей. Благодаря ему изменились представления не только учителей, но и самого философа.
Такие семинары могут помочь и детям, и всему обществу. По его результатам появилась книга-учебник для участников образовательного процесса - «Диспут растерянных». Книга вышла на иврите и на русском. Ее главы — это вопросы, которые обсуждались на семинарах. Есть специальная глава, посвященная культурному конфликту выходцев из России и восточных стран. Высказывания учителей анонимны, чтобы избежать культурных стереотипов. Учителя уже перенесли этот опыт в конкретные образовательные программы.



Дорога вместе
Израиль не хочет быть только гражданским обществом, как Америка, но еще и домом для всегоеврейского народа. Государство — не цель, а условие еврейского возрождения, поэтому нельзя сводить образование только к государственным задачам. Необходимо создать школу, которая, будучи государственной, принадлежала бы людям. Маром полагает, что если история подарит нам немного спокойствия, то удастся создать такие альтернативные модели школы и образовательных центров. Но это произойдет прежде всего если родители изменят свои представления об образовании детей и включатся в это процесс вместе со школой. Нужно создать союз школы и родителей, дабы их взаимодействие состояло не в том, чтобы вместе ругать ребенка.