Вести с археологической передовой
Представители тель-авивской научной школы согласились с тем, что Иудейское царство появилось на исторической сцене лишь после падения северного Израильского царства в 722 году до н.э. Версия, которой придерживаются Михаил и его коллеги из Иерусалима, состоит в том, что уже в эпоху Давида в Иудее было государство с администрацией, налогами, войском и укрепленными городами.
Макс Горц
ВЕСТИ С АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРЕДОВОЙ
Археолог Михаил Фрейкман из Еврейского Университета в Иерусалиме выступал перед аудиторией проекта Эшколот только два вечера, хотя историй его хватило бы и на 1001 ночь. ((http://www.eshkolot.ru/event/37710 Первый вечер)) был посвящен раскопкам мегалитического памятника Руджум-эль-Хири на Голанских высотах, который, по версии Михаила и его коллег, был создан примерно 6000 лет назад, то есть задолго до того, как эта земля стала обетованной. А во второй вечер речь пошла о временах более близких и намного более важных для еврейской самоидентификации. Раскопки на ((http://en.wikipedia.org/wiki/Khirbet_Qeiyafa холме Кейафа)) возле Бейт-Шемеша могут пролить свет на устройство еврейской жизни в Х веке до н.э. – во времена Давида и Соломона.
В кратком введении в библейскую археологию, сделанном Михаилом, были особо подчеркнуты два момента. Во-первых, тот факт, что основным принципом библейской археологии является уверенность в правдивости соответствующего нарратива. Иными словами, мы полагаем, что события, описанные в Библии, в действительности происходили на Земле Израиля, и нам остается только найти этому материальные подтверждения. И, во-вторых, что библейская археология является полем ожесточенных споров и ученых баталий, подпитываемых, помимо чисто научных, еще и политическими и религиозными соображениями. Например, с точки зрения нашего гостя, ряд ученых, утверждавших, что, царь Давид является чисто мифическим персонажем, чье существование не подтверждено археологическими находками, определенно стоят на антиизраильских позициях. Впрочем, после 1991 года, когда в городе Дан были найдены ((http://en.wikipedia.org/wiki/Tel_Dan_Stele обломки стелы)), на которой один из египетских фараонов с гордостью сообщал, что он «истребил царей Израиля из дома Давида», их точку зрения можно считать официально опровергнутой.
Представители тель-авивской научной школы согласились с тем, что раз Давид упомянут на стеле, стало быть, он, и впрямь, существовал, но считают, что он был всего лишь шейхом, разбойником, пусть и заложившим основы царствующей династии. С их точки зрения, Иудейское царство появилось на исторической сцене лишь после падения северного Израильского царства в 722 году до н.э. Версия, которой придерживаются Михаил и его коллеги из Иерусалима, состоит в том, что уже в эпоху Давида в Иудее было государство с администрацией, налогами, войском и укрепленными городами. И археологические находки с холма Кейафа подтверждают эту гипотезу.
Хотя сам холм известен археологам уже почти сто лет, до недавнего времени считалось, что то, что там можно найти, относится максимум к эллинистическому периоду. Однако раскопки последних лет принесли ряд сенсационных находок. Выяснилось, что под эллинистическим поселением находятся развалины города, датируемого рубежом XI и X веков до н.э. с крепостными стенами, сложенными из огромных камней, с характерными для библейских городов воротами. Более того, стены эти – казематного типа: две параллельные каменные стены с перемычками. То есть фразу из книги Иисуа Навина про блудницу, жившую в стене, следует понимать так, что жила она все-таки в каземате. И то, что в Иерихоне казематных стен не нашли, не должно разочаровывать – ведь описание стен говорит скорее о том, что такие стены были распространены в момент написания текста, чем о том, что они существовали в описываемое время. Есть определенная закономерность – города, построенные в Иудее в Х-IX вв. до н.э., имели казематные стены, и их жители использовали помещения в стенах. Еще одна интересная особенность стен состоит в том, что в них встроены дренажные каналы. То есть эти каналы были спроектированы и проложены ДО возведения стен. Понятно, что кочевники так не строят, планирование – это примета государственного администрирования.
Кроме того, руководитель раскопок профессор Гарфинкель фактически предсказал место, где были откопаны вторые ворота в город – случай исключительный, потому что в библейских городах, не считая Иерусалима, в каждый момент времени ворота всегда были одни. И только упомянутый в 17 главе «Книги Самуила» город Шаараим («и погнали их через Шарааим») имел двое ворот. Исключительность этой ситуации отражается в названии города, которое переводится как Врата. Город этот до сих пор не могли найти, и вот теперь археологи считают, что это удалось сделать. Город, судя по находкам, представлявший собой укрепленный форпост на границе с филистимлянами, просуществовал несколько десятков лет (по данным радиоуглеродного анализа обгоревших оливковых косточек), после чего был спешно покинут и только после этого захвачен и разграблен.
На счастье археологов, Кейяфа не является типичным библейским холмом, потому что он был заселен только в течение двух сильно отстоящих друг от друга во времени периодов, так что кошмар археологов – перемещающаяся из слоя в слой керамика – здесь не так страшен. Среди того, что удалось найти, обращают на себя внимание несколько групп предметов: характерные именно для иудейских городов того времени тарелки для выпечки хлеба, масляные светильники и кувшины с печаткой на ручке. Эти 30-40 литровые кувшины использовались для хранения сельскохозяйственной продукции, а в некоторых из них, видимо, было спрятано то, что жители, спешно покидавшие город, не смогли унести с собой: серпы и даже камни для игры, известной сейчас под названием калах. Помимо местной керамики, составляющей примерно 99% находок, встречается и керамика привозная – филистимлянская и даже критская, а значит, несмотря на напряженные отношения с соседями, торговля с ними тоже имела место. Интересны также вмятины на ручках, сделанные, видимо, большим пальцем правой или левой руки. В общей сложности таких ручек было обнаружено больше 600. По предположению археологов, маркировка на ручке относилась либо к виду продукции, либо к хозяину, либо к налогам. Большое количество находок объясняется либо тем, что здесь было производство такой керамики, либо тем, что ее сюда свозили и, например, сдавали в казну. Отметим, что традиция печати на ручках просуществовала в Иудее с перерывами почти 800 лет до эллинистического периода.
Найденное оружие – тоже весьма своеобразное. Город находился на границе с владениями филистимлян, которые, в отличие от иудеев того времени, умели обрабатывать железо. Филистимляне воевали прямыми железными мечами, а иудеи – изогнутыми бронзовыми. В Кейяфе же удалось найти оружие переходного периода – уже железное, но еще кривое.
И все же самая значительная находка из Кейяфы – это остракон, кусок керамики с сохранившейся надписью протоханаанским шрифтом. Ученые со всего мира занимались ее расшифровкой и, хотя так и не договорились о ее однозначном прочтении, пришли, тем не менее, к выводу, что перед нами самый древний известный на сей день текст на иврите.
Не менее важные находки относятся к культу. В Книге Царств написано «и разбил стелы слева от входа в город». Судя по всему, описывалась повседневная реальность: и здесь слева от ворот были обнаружены обломки стелы. Найденный в Кейяфе разбитый переносной алтарь похож на аналог из ханаанского Тель-Рехов, с той только разницей, что здесь отсутствуют изображения богов. Заметим, кстати, что среди находок отсутствуют также свиные кости – в отличие от иных костей, что тоже может служить косвенным доказательством того, что тут жили иудеи. Присутствует и еще одно отсутствие: в найденном (по хорошей археологической традиции, в последний день раскопок) «змеином доме». Условно говоря, это такая маленькая модель дома, где живет бог. Такой нашли в Ашкелоне с маленьким золотым тельцом внутри. А тут было найдено почти то же самое, но без тельца. Особо смелая археологическая мысль в этом месте способна вознестись до предположения, что найденный артефакт может быть, если и не ковчегом завета, то его репликой (вообще говоря, по «Книге Самуила», ковчег несли из Гата в Экрон, а потом в Бейт-Шемеш, а это все по соседству, так что время и место совпадают). Более осторожное утверждение состоит в том, что, судя по датировкам, перед нами относящийся к дохрамовой эпохе объект культа, похожего на иудаизм. Что тоже, согласитесь, немало.
Руководитель раскопок профессор Гарфинкель.
Археолог Михаил Фрейкман из Еврейского Университета в Иерусалиме выступал перед аудиторией проекта Эшколот только два вечера, хотя историй его хватило бы и на 1001 ночь. ((http://www.eshkolot.ru/event/37710 Первый вечер)) был посвящен раскопкам мегалитического памятника Руджум-эль-Хири на Голанских высотах, который, по версии Михаила и его коллег, был создан примерно 6000 лет назад, то есть задолго до того, как эта земля стала обетованной. А во второй вечер речь пошла о временах более близких и намного более важных для еврейской самоидентификации. Раскопки на ((http://en.wikipedia.org/wiki/Khirbet_Qeiyafa холме Кейафа)) возле Бейт-Шемеша могут пролить свет на устройство еврейской жизни в Х веке до н.э. – во времена Давида и Соломона.
В кратком введении в библейскую археологию, сделанном Михаилом, были особо подчеркнуты два момента. Во-первых, тот факт, что основным принципом библейской археологии является уверенность в правдивости соответствующего нарратива. Иными словами, мы полагаем, что события, описанные в Библии, в действительности происходили на Земле Израиля, и нам остается только найти этому материальные подтверждения. И, во-вторых, что библейская археология является полем ожесточенных споров и ученых баталий, подпитываемых, помимо чисто научных, еще и политическими и религиозными соображениями. Например, с точки зрения нашего гостя, ряд ученых, утверждавших, что, царь Давид является чисто мифическим персонажем, чье существование не подтверждено археологическими находками, определенно стоят на антиизраильских позициях. Впрочем, после 1991 года, когда в городе Дан были найдены ((http://en.wikipedia.org/wiki/Tel_Dan_Stele обломки стелы)), на которой один из египетских фараонов с гордостью сообщал, что он «истребил царей Израиля из дома Давида», их точку зрения можно считать официально опровергнутой.
Представители тель-авивской научной школы согласились с тем, что раз Давид упомянут на стеле, стало быть, он, и впрямь, существовал, но считают, что он был всего лишь шейхом, разбойником, пусть и заложившим основы царствующей династии. С их точки зрения, Иудейское царство появилось на исторической сцене лишь после падения северного Израильского царства в 722 году до н.э. Версия, которой придерживаются Михаил и его коллеги из Иерусалима, состоит в том, что уже в эпоху Давида в Иудее было государство с администрацией, налогами, войском и укрепленными городами. И археологические находки с холма Кейафа подтверждают эту гипотезу.
Хотя сам холм известен археологам уже почти сто лет, до недавнего времени считалось, что то, что там можно найти, относится максимум к эллинистическому периоду. Однако раскопки последних лет принесли ряд сенсационных находок. Выяснилось, что под эллинистическим поселением находятся развалины города, датируемого рубежом XI и X веков до н.э. с крепостными стенами, сложенными из огромных камней, с характерными для библейских городов воротами. Более того, стены эти – казематного типа: две параллельные каменные стены с перемычками. То есть фразу из книги Иисуа Навина про блудницу, жившую в стене, следует понимать так, что жила она все-таки в каземате. И то, что в Иерихоне казематных стен не нашли, не должно разочаровывать – ведь описание стен говорит скорее о том, что такие стены были распространены в момент написания текста, чем о том, что они существовали в описываемое время. Есть определенная закономерность – города, построенные в Иудее в Х-IX вв. до н.э., имели казематные стены, и их жители использовали помещения в стенах. Еще одна интересная особенность стен состоит в том, что в них встроены дренажные каналы. То есть эти каналы были спроектированы и проложены ДО возведения стен. Понятно, что кочевники так не строят, планирование – это примета государственного администрирования.
Кроме того, руководитель раскопок профессор Гарфинкель фактически предсказал место, где были откопаны вторые ворота в город – случай исключительный, потому что в библейских городах, не считая Иерусалима, в каждый момент времени ворота всегда были одни. И только упомянутый в 17 главе «Книги Самуила» город Шаараим («и погнали их через Шарааим») имел двое ворот. Исключительность этой ситуации отражается в названии города, которое переводится как Врата. Город этот до сих пор не могли найти, и вот теперь археологи считают, что это удалось сделать. Город, судя по находкам, представлявший собой укрепленный форпост на границе с филистимлянами, просуществовал несколько десятков лет (по данным радиоуглеродного анализа обгоревших оливковых косточек), после чего был спешно покинут и только после этого захвачен и разграблен.
На счастье археологов, Кейяфа не является типичным библейским холмом, потому что он был заселен только в течение двух сильно отстоящих друг от друга во времени периодов, так что кошмар археологов – перемещающаяся из слоя в слой керамика – здесь не так страшен. Среди того, что удалось найти, обращают на себя внимание несколько групп предметов: характерные именно для иудейских городов того времени тарелки для выпечки хлеба, масляные светильники и кувшины с печаткой на ручке. Эти 30-40 литровые кувшины использовались для хранения сельскохозяйственной продукции, а в некоторых из них, видимо, было спрятано то, что жители, спешно покидавшие город, не смогли унести с собой: серпы и даже камни для игры, известной сейчас под названием калах. Помимо местной керамики, составляющей примерно 99% находок, встречается и керамика привозная – филистимлянская и даже критская, а значит, несмотря на напряженные отношения с соседями, торговля с ними тоже имела место. Интересны также вмятины на ручках, сделанные, видимо, большим пальцем правой или левой руки. В общей сложности таких ручек было обнаружено больше 600. По предположению археологов, маркировка на ручке относилась либо к виду продукции, либо к хозяину, либо к налогам. Большое количество находок объясняется либо тем, что здесь было производство такой керамики, либо тем, что ее сюда свозили и, например, сдавали в казну. Отметим, что традиция печати на ручках просуществовала в Иудее с перерывами почти 800 лет до эллинистического периода.
Найденное оружие – тоже весьма своеобразное. Город находился на границе с владениями филистимлян, которые, в отличие от иудеев того времени, умели обрабатывать железо. Филистимляне воевали прямыми железными мечами, а иудеи – изогнутыми бронзовыми. В Кейяфе же удалось найти оружие переходного периода – уже железное, но еще кривое.
И все же самая значительная находка из Кейяфы – это остракон, кусок керамики с сохранившейся надписью протоханаанским шрифтом. Ученые со всего мира занимались ее расшифровкой и, хотя так и не договорились о ее однозначном прочтении, пришли, тем не менее, к выводу, что перед нами самый древний известный на сей день текст на иврите.
Не менее важные находки относятся к культу. В Книге Царств написано «и разбил стелы слева от входа в город». Судя по всему, описывалась повседневная реальность: и здесь слева от ворот были обнаружены обломки стелы. Найденный в Кейяфе разбитый переносной алтарь похож на аналог из ханаанского Тель-Рехов, с той только разницей, что здесь отсутствуют изображения богов. Заметим, кстати, что среди находок отсутствуют также свиные кости – в отличие от иных костей, что тоже может служить косвенным доказательством того, что тут жили иудеи. Присутствует и еще одно отсутствие: в найденном (по хорошей археологической традиции, в последний день раскопок) «змеином доме». Условно говоря, это такая маленькая модель дома, где живет бог. Такой нашли в Ашкелоне с маленьким золотым тельцом внутри. А тут было найдено почти то же самое, но без тельца. Особо смелая археологическая мысль в этом месте способна вознестись до предположения, что найденный артефакт может быть, если и не ковчегом завета, то его репликой (вообще говоря, по «Книге Самуила», ковчег несли из Гата в Экрон, а потом в Бейт-Шемеш, а это все по соседству, так что время и место совпадают). Более осторожное утверждение состоит в том, что, судя по датировкам, перед нами относящийся к дохрамовой эпохе объект культа, похожего на иудаизм. Что тоже, согласитесь, немало.
Руководитель раскопок профессор Гарфинкель.