Читаем «Царский венец»

  • 21 February 2012
    Великая религиозно-философская поэма с комментариями иерусалимского ученого

    Соломон ибн Габироль (Испания, XI в.) -- еврейский философ и поэт, известный в средневековой Европе как Авицеброн -- автор философского трактата Fons Vitae ("Источник жизни"), оказавшего огромное влияние на схоластов.

    Религиозно-философская поэма Ибн Габироля "Кетер Малхут" ("Царский венец") -- это один из главных памятников литературы на иврите. Глубина философских идей, восходящих к неоплатонической космологии и теологии, сочетается в ней с поэтической виртуозностью и экзистенциальным переживанием.

    Как поэма раскрывает универсальную тему судьбы человеческой души? Как в почти музыкальной композиции сочетаются жанры гимна, восхваления, просьбы и покаяния? Как Ибн Габиролю удается создать непротиворечивую картину мира на базе философских и библейских источников? На эти и другие вопросы поможет ответить "медленное чтение" поэмы с историком философии Ури Гершовичем (Израиль).

    Расписание занятий:

    7 февраля (ВТ), 20:00 ИСАА МГУ

    14 февраля (ВТ), 20:00 ИСАА МГУ

    21 февраля (ВТ), 20:00 ИСАА МГУ

    Вход бесплатный, но необходима онлайн-регистрация.

    Фрагмент поэмы в переводе Ш. Крола

    Кто содеет деяния, подобные Твоим, что Ты сделал под престолом Своей славы

    Место, где стоят души правы?

    И там место благодатное для душ чистых, не оскверненных,

    В связку жизни соединенных.

    И те, кто усталыми и утомленными были -

    Там обновятся в силе.

    Там истощившиеся в силах достигнут покоя,

    И сии - сыны Ноя.

    И там наслажденье, коему не положен предел и край,

    И сие - будущий мир, рай.

    И там предстояния и зеркала, дабы собрать

    В зеркалах душ стоящих рать,

    Дабы могли они быть видны Господину и на лик Его взирать.

    Живут они в чертогах Царя,

    И предстоят пред столом Царя,

    И наслаждаются сладостью плода разума, а он доставляет яства Царя.

    Это покой и достояние, которое прекрасно и хорошо без меры, млеко и мед

    Текут там, и сии - достояния того плод.

    Читаем Ибн Габироля