Дырявый плащ и острый язык

  • 05 October 2014
    Презентация книги одного из самых колоритных персонажей еврейского средневековья

    Совместно с Еврейским музеем и Центром толерантности

    Коллоквиум, приуроченный к выходу Торы с комментариями Авраѓама ибн Эзры

    Борух Горин. Авраам ибн Эзра как комментатор Библии

    В 2014 году издательство «Книжники-Лехаим» выпустило первый том комментария Авраама ибн Эзры (1089-1164) к Пятикнижию, тем самым впервые представив русскоязычному читателю классический памятник средневековой учености. Оригинальный метод толкования Торы, сочетающий филологический анализ и научную аргументацию с поэтическими отступлениями, остроумными полемическими выпадами и намеками на эзотерические смыслы, породил множество супер-комментариев и сделал Ибн Эзру непременным спутником читателя, желающего углубиться в смысл древнего Откровения. Главный редактор издательства Борух Горин представляет книгу и ее автора.

    Ури Гершович. Философское наследие Авраама Ибн Эзры

    Авраама ибн Эзру сложно назвать философом в том смысле слова, который оно имело в средневековом арабо-еврейском мире. Он не написал ни одного чисто философского произведения. Однако практически во всех его произведениях присутствуют элементы философских доктрин, распространенных в среде андалусских интеллектуалов XI-XII вв., которые часто сочетали неоплатонические идеи и понятия с перипатетическими. Вопрос о том, имелось ли у Ибн Эзры цельное философское учение, является предметом споров исследователей, начиная с XIX в. Однако, оригинальность использования философии в его экзегетических, поэтических и теологических сочинениях сомнений не вызывает.

    Семен Парижский. Авраам ибн Эзра как «народный» поэт

    Один из последних представителей «золотого века» еврейской культуры мусульманской Испании, Ибн Эзра большую часть жизни провел в странствиях и скитаниях, зарабатывая на жизнь стихами и переводами. Исповедуя образ жизни бродячего мудреца и поэта, Ибн Эзра побывал в Тунисе, Алжире, Марокко, Италии, Провансе, а в 1158 году добрался даже до Лондона. Постоянная неустроенность и зависимость от благоволения меценатов нашли свое выражение во многих стихотворениях Ибн Эзры:

    Мой плащ похож на сито –

    Такой попробуй поноси ты!

    Его раскину ночью, как шатер,

    И звездным светом будет весь пробит он.

    Войдут в него Плеяды и Луна,

    И Орионом будет темь облита,

    А если муха сядет на него,

    То свалится и будет вся побита.

    Устал я дыры мерзкие считать,

    И про себя я думаю сердито,

    Что все это тряпье (ни дать ни взять)

    Не будет ниткою прошито.

    О, Господи, смени мне эту рвань

    На мантию, что славою подбита.

    (Перевод В. Лазариса)

    Не случайно, что из всех средневековых поэтов именно Авраам ибн Эзра стал одним из популярных персонажей сказочного фольклора, прежде всего у евреев восточных общин.

    Семен Якерсон. Средневековые рукописи и первопечатные издания Ибн Эзры

    О значении многообразного наследия Авраама Ибн Эзры для еврейской культуры свидетельствуют, в первую очередь, тысячи дошедших до нас рукописей и многочисленные печатные издания его книг. Наиболее редкие списки сочинений Ибн Эзры сохранились как в Каирской генизе, так и в собрании Авраама Фирковича, хранящемся в Санкт-Петербурге. В лекции будет рассказано о самых ранних известных рукописях произведений Ибн Эзры и проанализирован репертуар первопечатных изданий его сочинений, который в полной мере позволяет судить об интересе читателя XV-XVI вв. к творчеству Ибн Эзры – экзегета, филолога, поэта и философа.

    Вход свободный, но необходима онлайн-регистрация.

    ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИЯ:


    Live streaming video by Ustream

    Если у вас не работает встроенная трансляция, перейдите по прямой ссылке.

    Авраам ибн Эзра