Статья о концерте "Мужикаш"

Текст
Музыканты признались, что в Карнеги-холле они играли уже трижды, а вот приглашения в Москву ждали аж целых тридцать лет и очень надеются, что ждать следующего раза столько же им не придется.
Мила Дубровина Венгерские евреи и еврейские венгры. “Мужикаш” в Москве

17 марта в клубе “Мастерская” у проекта “Эшколот” одновременно состоялось целых две премьеры: концерт группы “Мужикаш” стал первым мероприятием, организованным Эшколотом вместе с культурным центром посольства Венгрии. А еще он стал первым выступлением этой группы в России. Музыканты признались, что в Карнеги-холле они играли уже трижды, а вот приглашения в Москву ждали аж целых тридцать лет и очень надеются, что ждать следующего раза столько же им не придется.




Группа “Мужикаш” сложилась в начале 1970 годов благодаря массовому интересу тогдашних венгерских студентов к фольклорной музыке. “Мужикаш” ездили по деревням, учились у местных цыган (именно они сохранили традиционные песни, танцы и мотивы, ведь ни одному венгерскому еврею-музыканту выжить в Холокосте не удалось) и с тех пор более 40 лет играют традиционную венгерскую и еврейскую музыку. О том, как собирался этот уникальный материал, перед выступлением рассказал вокалист и контрабасист “Мужикаш” Даниэль Хамар.




Для московских слушателей “Мужикаш” подготовили специальную програму – венгерскую деревенскую музыку с еврейским характером. “Стопроценто венгерскую и стопроценто еврейскую” – так охарактеризовали ее сами исполнители. (На фото – скрипач и вокалист “Мужикаш” Михай Шипош.)




Инструментов на небольшой сцене “Мастерской” было едва ли не в два раза больше, чем музыкантов. Например, вот этот (на фото справа) необычный струнный, а на самом деле ударный инструмент сделан из цельного куска древесины, роль его барабанной палочки играет смычок без волоса. Даниэль Хамар рассказал собравшимся, что инструмент называется гардон – из всех инстурментов “Мужикаш” он самый старый. А используют его, когда играют танцевальную музыку восточных Карпат.




“Мужикаш” играли не только средневековые композиции, но и реконструированные пастушьи мелодии, которым, как уверяют музыканты, не менее двух тысяч лет.




Из своего альбома “Потерянная еврейская музыка Мармароша” (Maramaros, the Lost Jewish Music) музыканты исполнили три композиции. И одна из них была песней, которую пели венгерские евреи, попав в Освенцим. (На фото – альтист и вокалист группы Петер Эри.)




Конечно же, “Мужикаш” долго не хотели отпускать, и “на бис” им пришлось сыграть дважды. А после концерта музыканты спустились в зал – к особенно активно плясавшим зрителям.


Кстати, послушать московский концерт венгерских музыкантов можно здесь.