Правдивые истории о мудрых женщинах и благочестивых ослицах
Чтобы получить удовольствие от такой лекции, как «Чтение и воображение», ни дипломов по философии и филологии, ни глубокого знания еврейских текстов не требуется. Нужно только задаваться вопросами и искать ответы. А еще, пожалуй, не удивляться, когда привычная точка зрения на известные библейские сюжеты превращается в многоточие...
Мила Дубровина
[[http://eshkolot.ru/event/37179 Фестиваль медленного чтения]], организованный проектом «Эшколот», подошел к концу, но на следующий же день любители меткого слова и изящной мысли собрались в «Мастерской», чтобы внимательно следить за тем, как иерусалимские мудрецы [[http://eshkolot.ru/people/37174 Авива Зорнберг]] и [[http://eshkolot.ru/people/37176 Ионатан Коэн]] создают многоуровневые комментарии к библейским сюжетам.
Чтобы получить удовольствие от такой лекции, как [[http://eshkolot.ru/event/37275 «Чтение и воображение»]], ни дипломов по философии и филологии, ни глубокого знания еврейских текстов не требуется. Нужно только //задаваться вопросами и искать ответы//. А еще, пожалуй, не удивляться, когда привычная точка зрения на известные библейские сюжеты превращается в многоточие.
**Авива Зорнберг об отражениях и превращениях**
В чем секрет искупления? Таким вопросом задается Мидраш Танхума, рассуждая о чудесном спасении евреев из египетского рабства.
//Когда евреи находились на подневольных работах в Египте, фараон запретил им ночевать в своих домах, чтобы они не спали со своими женами [и не размножались]. Сказал р. Шимон бар Халафта: Что же делали еврейские женщины? Когда они спускались к Нилу за водой, Всевышний приводил в их ведра маленьких рыб. Они варили этих рыб, а часть продавали и покупали вино, несли своим мужьям в поле и кормили их, как сказано: «всякой работой в поле» (Исход, 1:14). После еды они брали [бронзовые] зеркала и смотрели в них со своими мужьями, говоря: «Я красивее тебя!» Так они возбуждали в них желание, Всевышний способствовал зачатию, и благодаря этому евреи размножались. (Мидраш Танхума, Пекудей, глава 9)//
В Библии описывается небывалый прирост еврейского населения перед Исходом. И одни раввины говорят, что тогда женщина могла за одну беременность выносить шестерых детей, другие -- что двенадцать и даже (совсем невероятно) шестьсот тысяч. Такая гиперболизация, оказывается, имеет глубокий смысл. Шекспир в одном из своих сонетов [[http://www.stihi-rus.ru/World/Shekspir/1.htm писал]]: «Мы урожая ждем от лучших лоз…», подразумевая, что все по-настоящему красивое достойно преумножения. Таким образом, секрет освобождения евреев из Египта напрямую связан с красотой.
Но зачем же еврейские женщины соревновались в красоте со своими мужьями, традиционно любовная игра ведь не начинается с комплимента себе -- наоборот, хвалить принято партнера. Эта не самая скромная реплика («Я красивее тебя») провоцировала мужчину, измученного непосильной работой, заставляла его взглянуть в зеркало и увидеть по-новому себя и свою женщину, она втягивала его в игру, раздвигающую границы реальности (в которой, конечно, не было места ни красоте, ни желанию). Соблазнение словами «раскачивало» мужчин, выводило их из оцепенения и выбивало из привычной бесплодной колеи.
В романе Милана Кундеры [[http://lib.rus.ec/b/209748/read «Невыносимая легкость бытия»]] есть симметричный эпизод:
//…Сабина взяла Франца за руку и повернула его к большому зеркалу, что стояло совсем рядом прислоненным к стене. Она не отпускала его руки и продолжала смотреть в зеркало этим долгим, пытливым взглядом то на себя, то на него. Близ зеркала на полу стояла подставка, на которую был насажен черный мужской котелок. Она нагнулась к нему и надела на голову. Образ в зеркале мгновенно изменился: в нем теперь отражалась женщина в белье, красивая, недоступная, равнодушная, и на голове у нее был котелок, ужасающе не соответствующий всему ее виду… Она разделась не для того, чтобы позвать его заняться любовью, а для того, чтобы сыграть какую-то странную шутку, интимную сцену для них двоих… Франц понимающе и одобрительно улыбнулся, осыпал ее нежными поцелуями и снова попросил поехать с ним на десять дней в Палермо. На этот раз она обещала ему без отговорок, и он ушел.//
Там, где уже нет места отражениям, игре и импровизации, звучать может только приговор. Неслучайно во многих культурах принято завешивать все зеркала в доме, если кто-то умирает, -- в знак того, что игра отражений, порождавшая жизнь, прекратилась. А в музее [[http://www1.yadvashem.org/yv/ru/ Яд Вашем]] есть комната, посвященная памяти детей, погибших во время Холокоста: огни от шести свечей там умножаются тысячами зеркал.
Чудесную историю Исхода, спасения из рабства с помощью игр и отражений, можно толковать не только исторически, но и метафорически. С точки зрения мистики и каббалы, это символ влияния низших миров на высшие, символ возбуждения, оживления и возрождения всего покоящегося и, значит, бесплодного. Символ процветания всего живого и интимного -- отношений, чувств, мыслей.
**Ионатан Коэн о неумолимых откровениях**
Немецкий философ [[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%E7%E5%ED%F6%E2%E5%E9%E3%2C_%D4%F0%E0%ED%F6 Франц Розенцвейг]] считал, что в любом настоящем произведении искусства должны гармонично сосуществовать эпическое и лирическое. Под эпическим он подразумевал идеальное сочетание всех частей целого, уместность любых деталей, а под лирическим -- откровение: неожиданное, необычное, то, что делает произведение уникальным. Мудрость библейских сюжетов как раз заключается в том, что эпическое и лирическое представлены в них в идеальных пропорциях.
В Книге Чисел рассказывается знаменитая история о [[http://www.mifologija.ru/bibl/oslica.shtml Валааме и его якобы непослушной ослице.]]
Валак, царь [[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8F%D0%BD%D0%B5 моавитян]], отправил послов к Валааму, чтобы тот пошел и проклял вышедший из Египта многочисленный еврейский народ, но Всевышний не велел Валааму этого делать: «Не ходи, не проклинай народа сего, ибо он благословен» (Чис, 22:12).
Однако Валаам остался недоволен таким решением, и когда Валак прислал к нему новую партию послов с более богатым подношением, решил уточнить у Бога, не передумал ли, случаем, Он. На этот раз Всевышний ответил ему так: «Если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе» (Чис, 22:20).
Валаам прислушался ко второму, более выгодному для себя, откровению, хотя никто не отменял первого. Чем закончилась эта история, известно всем: в пути Валаам, в отличие от собственной ослицы, не увидел преградившего им путь ангела с мечом, бедной ослице незаслуженно досталось от Валаама, а Валааму -- заслуженно от Всевышнего.
Показательно, что в этом библейском сюжете подчеркивается, что и у Валака, и у Валаама был одинаковый подход к решению проблем и получению ответов на вопросы: они предпочли испытать судьбу еще раз, а не принять ее отказ. Они манипулировали и пытались добиться желаемого если не в один ход, то в несколько. В итоге Валааму пришлось признать собственную неправоту: устрашившись ангела, он произнес слово «хатити», что значит «ошибся», «пошел не тем путем». С Валаком тоже все понятно: где теперь эти моавитяне?..
Так как же не ошибиться, как выбрать верный путь? Как не принять ложное откровение за истинное? К нам нередко извне приходит понимание, каким образом следует поступить, однако внутренний голос настойчиво советует выкрутиться или как минимум отсрочить правильный поступок, потому что верное решение нередко может быть некомфортным и даже болезненным. Но Бога нельзя уговорить дать другое откровение, на Бога нельзя надавить.
И настоящее откровение отличается от ненастоящего именно тем, что его нельзя отменить: как бы ни откладывалось правильное решение, мысли о нем и потребность в нем будут возвращаться снова и снова.
*
После таких неожиданных смысловых поворотов, какие случаются на лекциях «Эшколота», всегда испытываешь странное чувство: хочется как-то применить новые знания в жизни и не знаешь как. То ли во избежание неожиданно рекордного прибавления в зеркала смотреться осторожнее, то ли наоборот -- почаще прихорашиваться ради всеобщего освобождения? А то и к домашним животным начать присматриваться: вдруг что недоступное видят? Что однозначно стоит делать, так это продолжать //читать и воображать//. И ждать откровений.
[[http://eshkolot.ru/event/37179 Фестиваль медленного чтения]], организованный проектом «Эшколот», подошел к концу, но на следующий же день любители меткого слова и изящной мысли собрались в «Мастерской», чтобы внимательно следить за тем, как иерусалимские мудрецы [[http://eshkolot.ru/people/37174 Авива Зорнберг]] и [[http://eshkolot.ru/people/37176 Ионатан Коэн]] создают многоуровневые комментарии к библейским сюжетам.
Чтобы получить удовольствие от такой лекции, как [[http://eshkolot.ru/event/37275 «Чтение и воображение»]], ни дипломов по философии и филологии, ни глубокого знания еврейских текстов не требуется. Нужно только //задаваться вопросами и искать ответы//. А еще, пожалуй, не удивляться, когда привычная точка зрения на известные библейские сюжеты превращается в многоточие.
**Авива Зорнберг об отражениях и превращениях**
В чем секрет искупления? Таким вопросом задается Мидраш Танхума, рассуждая о чудесном спасении евреев из египетского рабства.
//Когда евреи находились на подневольных работах в Египте, фараон запретил им ночевать в своих домах, чтобы они не спали со своими женами [и не размножались]. Сказал р. Шимон бар Халафта: Что же делали еврейские женщины? Когда они спускались к Нилу за водой, Всевышний приводил в их ведра маленьких рыб. Они варили этих рыб, а часть продавали и покупали вино, несли своим мужьям в поле и кормили их, как сказано: «всякой работой в поле» (Исход, 1:14). После еды они брали [бронзовые] зеркала и смотрели в них со своими мужьями, говоря: «Я красивее тебя!» Так они возбуждали в них желание, Всевышний способствовал зачатию, и благодаря этому евреи размножались. (Мидраш Танхума, Пекудей, глава 9)//
В Библии описывается небывалый прирост еврейского населения перед Исходом. И одни раввины говорят, что тогда женщина могла за одну беременность выносить шестерых детей, другие -- что двенадцать и даже (совсем невероятно) шестьсот тысяч. Такая гиперболизация, оказывается, имеет глубокий смысл. Шекспир в одном из своих сонетов [[http://www.stihi-rus.ru/World/Shekspir/1.htm писал]]: «Мы урожая ждем от лучших лоз…», подразумевая, что все по-настоящему красивое достойно преумножения. Таким образом, секрет освобождения евреев из Египта напрямую связан с красотой.
Но зачем же еврейские женщины соревновались в красоте со своими мужьями, традиционно любовная игра ведь не начинается с комплимента себе -- наоборот, хвалить принято партнера. Эта не самая скромная реплика («Я красивее тебя») провоцировала мужчину, измученного непосильной работой, заставляла его взглянуть в зеркало и увидеть по-новому себя и свою женщину, она втягивала его в игру, раздвигающую границы реальности (в которой, конечно, не было места ни красоте, ни желанию). Соблазнение словами «раскачивало» мужчин, выводило их из оцепенения и выбивало из привычной бесплодной колеи.
В романе Милана Кундеры [[http://lib.rus.ec/b/209748/read «Невыносимая легкость бытия»]] есть симметричный эпизод:
//…Сабина взяла Франца за руку и повернула его к большому зеркалу, что стояло совсем рядом прислоненным к стене. Она не отпускала его руки и продолжала смотреть в зеркало этим долгим, пытливым взглядом то на себя, то на него. Близ зеркала на полу стояла подставка, на которую был насажен черный мужской котелок. Она нагнулась к нему и надела на голову. Образ в зеркале мгновенно изменился: в нем теперь отражалась женщина в белье, красивая, недоступная, равнодушная, и на голове у нее был котелок, ужасающе не соответствующий всему ее виду… Она разделась не для того, чтобы позвать его заняться любовью, а для того, чтобы сыграть какую-то странную шутку, интимную сцену для них двоих… Франц понимающе и одобрительно улыбнулся, осыпал ее нежными поцелуями и снова попросил поехать с ним на десять дней в Палермо. На этот раз она обещала ему без отговорок, и он ушел.//
Там, где уже нет места отражениям, игре и импровизации, звучать может только приговор. Неслучайно во многих культурах принято завешивать все зеркала в доме, если кто-то умирает, -- в знак того, что игра отражений, порождавшая жизнь, прекратилась. А в музее [[http://www1.yadvashem.org/yv/ru/ Яд Вашем]] есть комната, посвященная памяти детей, погибших во время Холокоста: огни от шести свечей там умножаются тысячами зеркал.
Чудесную историю Исхода, спасения из рабства с помощью игр и отражений, можно толковать не только исторически, но и метафорически. С точки зрения мистики и каббалы, это символ влияния низших миров на высшие, символ возбуждения, оживления и возрождения всего покоящегося и, значит, бесплодного. Символ процветания всего живого и интимного -- отношений, чувств, мыслей.
**Ионатан Коэн о неумолимых откровениях**
Немецкий философ [[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%E7%E5%ED%F6%E2%E5%E9%E3%2C_%D4%F0%E0%ED%F6 Франц Розенцвейг]] считал, что в любом настоящем произведении искусства должны гармонично сосуществовать эпическое и лирическое. Под эпическим он подразумевал идеальное сочетание всех частей целого, уместность любых деталей, а под лирическим -- откровение: неожиданное, необычное, то, что делает произведение уникальным. Мудрость библейских сюжетов как раз заключается в том, что эпическое и лирическое представлены в них в идеальных пропорциях.
В Книге Чисел рассказывается знаменитая история о [[http://www.mifologija.ru/bibl/oslica.shtml Валааме и его якобы непослушной ослице.]]
Валак, царь [[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8F%D0%BD%D0%B5 моавитян]], отправил послов к Валааму, чтобы тот пошел и проклял вышедший из Египта многочисленный еврейский народ, но Всевышний не велел Валааму этого делать: «Не ходи, не проклинай народа сего, ибо он благословен» (Чис, 22:12).
Однако Валаам остался недоволен таким решением, и когда Валак прислал к нему новую партию послов с более богатым подношением, решил уточнить у Бога, не передумал ли, случаем, Он. На этот раз Всевышний ответил ему так: «Если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе» (Чис, 22:20).
Валаам прислушался ко второму, более выгодному для себя, откровению, хотя никто не отменял первого. Чем закончилась эта история, известно всем: в пути Валаам, в отличие от собственной ослицы, не увидел преградившего им путь ангела с мечом, бедной ослице незаслуженно досталось от Валаама, а Валааму -- заслуженно от Всевышнего.
Показательно, что в этом библейском сюжете подчеркивается, что и у Валака, и у Валаама был одинаковый подход к решению проблем и получению ответов на вопросы: они предпочли испытать судьбу еще раз, а не принять ее отказ. Они манипулировали и пытались добиться желаемого если не в один ход, то в несколько. В итоге Валааму пришлось признать собственную неправоту: устрашившись ангела, он произнес слово «хатити», что значит «ошибся», «пошел не тем путем». С Валаком тоже все понятно: где теперь эти моавитяне?..
Так как же не ошибиться, как выбрать верный путь? Как не принять ложное откровение за истинное? К нам нередко извне приходит понимание, каким образом следует поступить, однако внутренний голос настойчиво советует выкрутиться или как минимум отсрочить правильный поступок, потому что верное решение нередко может быть некомфортным и даже болезненным. Но Бога нельзя уговорить дать другое откровение, на Бога нельзя надавить.
И настоящее откровение отличается от ненастоящего именно тем, что его нельзя отменить: как бы ни откладывалось правильное решение, мысли о нем и потребность в нем будут возвращаться снова и снова.
*
После таких неожиданных смысловых поворотов, какие случаются на лекциях «Эшколота», всегда испытываешь странное чувство: хочется как-то применить новые знания в жизни и не знаешь как. То ли во избежание неожиданно рекордного прибавления в зеркала смотреться осторожнее, то ли наоборот -- почаще прихорашиваться ради всеобщего освобождения? А то и к домашним животным начать присматриваться: вдруг что недоступное видят? Что однозначно стоит делать, так это продолжать //читать и воображать//. И ждать откровений.