Колесо времени (репортаж о лекции про Руджум эл-Хири)

Text
Уже после лекции автор этих строк выяснил, что хотя большинство его израильских друзей и знакомых никогда про это место не слышали, есть и такие, кто ходит туда в ночные дзен-походы. Будучи не в курсе последних результатов научных исследований, люди точно знают, что это – место силы.
Макс Горц КОЛЕСО ВРЕМЕНИ

Начать новый сезон проект Эшколот решил даже не с азов, а с до-буквенной эпохи: наконец-то в списке обсуждаемых наук дошла очередь и до археологии. Хотя, как говорят сами археологи, археология – это не наука, а вендетта, в том смысле, что у каждого археолога найдется свое мнение по каждому вопросу, которое он готов отстаивать с оружием в руках . Именно поэтому ((http://www.eshkolot.ru/people/37709 Михаил Фрейкман)) из Еврейского университета в Иерусалиме признался, что чувствует себя немного непривычно перед большой и доброжелательно настроенной аудиторией.


В первый из двух вечеров Михаил рассказывал о мегалитическом комплексе ((http://en.wikipedia.org/wiki/Rujm_el-Hiri Руджум-эль-Хири)) на Голанских высотах. Название его переводится с арабского как «курган дикой кошки» – по всей видимости, в память о какой-нибудь рыси, жившей там не так давно: максимум лет триста-четыреста тому назад. На иврите это место чаще называют Колесом Духов – и фотографии с воздуха хорошо объясняют почему: комплекс представляет собой гигантские концентрические круги, сложенные из базальтовых глыб, и центральный курган с погребальной камерой. По оценкам, на постройку такого сооружения ушло примерно 100 тысяч человеко-дней. При этом и назначение, и датировка комплекса остаются вопросами без ответа. За несколько сезонов первых раскопок после того, как в 1968 году научная общественность узнала о существовании Руджум-эль-Хири, археологи нашли на удивление мало. В погребальной камере были найдены золотые сережки и еще несколько артефактов, предположительно являющихся остатками захоронения периода поздней бронзы – примерно 1300-1500 лет до н.э. На территории остального комплекса, за исключением нескольких поздних черепков, не было найдено ничего. Выяснилось, что традиционный метод библейской археологии – вертикальный шурф на холме, позволяющий слой за слоем углубляться в прошлое, здесь не работает. Как известно, люди уносят с собой все ценное, а мусор оставляют археологам. Так вот, никакого мусора в Руджуме не нашлось. И надо отметить, что несоответствие масштабности сооружения и ничтожности археологических находок в нем добавляет интриги.
Но если решение не удается найти внутри заданных границ, возможно, его следует искать за их пределами. При археологической разведке в квадрате 10х10 км было обнаружено значительное количество поселений, относящихся к медному веку – примерно 6000 лет назад. Непосредственно вокруг Руджума на расстоянии 300-350 м существует своеобразная зона отчуждения, где ничего не строилось, а дальше располагалось поселение в несколько сотен домов, в свою очередь, видимо, являвшееся центром целого района. По предположениям Клэр Эпштейн, которая занималась раскопками в семидесятых годах прошлого века, жившие здесь люди были недостаточно социально и религиозно организованны, чтобы иметь какое-то отношение к Руджуму. Но последние находки, сделанные Михаилом и его коллегами, доказывают, что уровень развития местного населения – задолго до прихода сюда Авраама – был достаточно высок.


В одном из раскопанных домов были найдены отполированные камни для перемалывания зерна, кремниевые пластины – заготовки для серпов, зернохранилища и базальтовые божки. У божков были разные лица, но практически все они, как и другие найденные предметы, были расколоты пополам, для чего, как показал эксперимент, потребовались недюжинная сила и настойчивость. То, что в силу размера сломать не получилось, было перевернуто. Сам дом был не просто разрушен, а сожжен, причем все входы в него были предварительно заложены. Михаил и его коллеги предположили, что дом был ритуально убит и похоронен. И скорее всего, сделал это внук или правнук того, кто этот дом построил. Основания для такого предположения кроются в культе мертвых, описанном, например, в текстах из Междуречья. Мертвым не поклонялись, но их надо было кормить, чтобы они не вредили живым. И предположительно, делалось это до тех пор, пока оставались в живых те, кто помнил покойного. После этого мертвые как бы умирали еще раз и, сливаясь с общей массой духов, больше не могли навредить. Видимо, в этот момент, раскалывался божок, изображавший теперь уже дважды покойного, и хоронился его дом.


И действительно, на месте многих жилых домов и рядом с ними находятся ((http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD дольмены)) – дома для мертвых. Несмотря на всеобщую уверенность в том, что дольмены – явление, распространенное, в основном, в Западной Европе, в Израиле их тоже известно больше 5000. Дольмен устроен как луковица – четыре-пять каменных слоев и внутри погребальная камера. Раскопать дольмен задача непростая, и когда, невзирая на высокую влажность, заваленные камнями узкие проходы и периодически выползающих навстречу сколопендр, археологам удается-таки добраться до центрального помещения, выясняется, что задолго до них там побывали грабители. А вот землей, которой засыпались слои, грабители не интересовались: сокровищ там нет, зато встречается столь любимый археологами мусор. И хотя, иной раз, после просеивания вручную кубометров земли единственной находкой оказывается веревка от спальника, на которой хочется удавиться, на этот раз удача улыбнулась Михаилу и его коллегам. Найденные осколки керамики медного века подтверждают гипотезу о времени возведения дольменов.


Еще одно открытие касается структуры самого комплекса. Долгое время считалось, что через одни его ворота виден восход солнца в день равноденствия, а через вторые – в день летнего солнцестояния. Однако при непосредственной проверке подтвердилась только первая часть утверждения. Зато спустя несколько месяцев пристальных наблюдений исследователи не без удивления отметили, что двое ворот довольно точно сориентированы на две самые высокие видимые точки – вершины давно погасших вулканов. Справедливости ради, надо отметить, что одна из этих вершин в настоящее время не производит выдающегося впечатления вследствие последовательного деструктивного воздействия со стороны сперва сирийских, а затем и израильских военных. И все же – как водится, благодаря случайности – выяснилось, что и в день летнего солнцестояния в Руджуме есть на что посмотреть. Если спуститься в могилу в поисках спасительной прохлады, как и поступил Михаил, можно заметить, что именно в этот день лучи восходящего солнца попадают сквозь длинный коридор на центральный камень, по всей видимости, служивший жертвенником.


Увы, из-за высокой влажности никакой органики, которая бы могла позволить достоверную датировку радиоуглеродным методом, внутри комплекса не осталось. Но на счастье, есть и другие способы, например оптико-люминесцентный анализ, позволяющий определить момент времени, когда образец – в данном случае песок – последний раз находился на свету. Поскольку весь песок в этих краях принесен ветром, датировка оказывается валидной. Пробы песка, взятые между камней внутри центральной камеры, показали результат 5640±290 лет назад – к этому времени, когда песок забился между камнями, комплекс уже был построен. Если это предположение верно, то Руджум оказывается старше Стоунхенджа на полторы-две тысячи лет. А еще это означает, что Руджум и дольмены вокруг него были построены примерно в одну и ту же эпоху и, скорее всего, представителями той же культуры.


Ну и напоследок то, о чем Михаил не рассказывал. Уже после лекции автор этих строк выяснил, что хотя большинство его израильских друзей и знакомых никогда про это место не слышали, есть и такие, кто ходит туда в ночные дзен-походы. Будучи не в курсе последних результатов научных исследований, люди точно знают, что это – место силы.