18/03/2018
20:00, Б-ка Достоевского

Страдающее еврейское средневековье

Круглый стол

трансляция

В марте 2018 года выходит книга Сергея Зотова, Михаила Майзульса и Дильшат Харман «Страдающее средневековье. Парадоксы христианской иконографии».











Проект «Эшколот» пригласил авторов «Страдающего средневековья» рассказать о разных типах пересечения средневековой христианской иконографии с еврейской культурой.

Сергей Зотов
Распятие Иисуса как «иудейский эксперимент»: схематизм в алхимической иконографии XIV в.











Алхимическая визуальная традиция в Средневековье начинается с трактатов Венского кодекса 2372. В них содержатся не только изображения колб и печей, пиктограммы металлов и планет, но и первые аллегорические образы: Иисус, восстающий из гроба, который обозначает процесс сублимации и Иисус, окруженный «нимбом» из алхимической посуды. Однако алхимические процессы не становятся exempla для трансляции смыслов евангельских сцен на новый лад. Скорее наоборот, автор показывает, что Страсти Христовы для него — только пример, в который он вкладывает сугубо алхимическое значение; поэтому он даже называет Страсти «иудейскими экспериментами» (iudeorum experimenta).

Михаил Майзульс
Знаки инаковости и инаковость знаков: скорпионы, иудеи и другие «нехристи»











В позднесредневековой иконографии одним из главных маркеров «еврейскости» персонажей был скорпион, которого помещали на их знамена, гербы или нашивки. Это дьявольское насекомое фигурирует на стягах, которых держит персонификация Синагоги. На изображениях Распятия по одну сторону от креста часто стоят «римляне» с красными флагами, на которых выведена аббревиатура SPQR, а по другую – «иудеи» со своими скорпионами. Однако, вопреки стремлению исследователей дать каждому знаку однозначную этно-конфессиональную привязку, ясно, что в других сюжетах скорпион доставался не только римлянам, но и сарацинам, монголам и другим «врагам». Еврейский маркер был не таким уж еврейским. Потому мы попробуем разобраться в том, как функционировали столь уклончивые знаки инаковости.

Дильшат Харман
Еврейский единорог











В христианской иконографии единорог был одним из популярных символов Христа, а охота на него могла пониматься и как преследование Христа евреями, и как аллегория Благовещения. Но в еврейском средневековом искусстве тоже встречаются образы этого мифического зверя. Что они могли означать, и как единорог связан с мессианскими ожиданиями?

Вход бесплатный, но необходима онлайн-регистрация.

Еврейский единорог

Презентация к выступлению Дильшат Харман

Евреи и алхимическая иконография

Презентация к выступлению Сергея Зотова

Знак инаковости

Презентация к выступлению Михаила Майзульса

ВИДЕО

Аудио

ФОТОМАТЕРИАЛЫ

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 2008
  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018

АРХИВ СОБЫТИЙ