10/10/2016
20:00, Институт Сервантеса

Каждый шаг - иероглиф

Сад как текст в средневековой Андалусии и России XVIII в.


Совместно с Институтом Сервантеса в Москве

Диалог востоковеда-медиевиста и филолога-русиста о взаимодействии литературы и садово-паркового искусства.

Семен Парижский (ИСАА МГУ)
Образ сада в средневековой поэзии на иврите












Андалусский (мавританский) сад являлся важнейшей частью ландшафта средневековой Испании, пережившей расцвет благодаря уникальному сосуществованию арабо-мусульманской, еврейской и христианской культур. Не случайно образ сада стал самым символически значимым лейтмотивом еврейской поэзии этого региона. В своих стихах о саде великие поэты «золотого века» (X-XII вв.) Дунаш бен Лабрат, Соломон ибн Габироль, Моше ибн Эзра отсылают читателя к эстетическим, этическим и религиозно-философским воззрениям — от гедонизма до неоплатонизма, от историософии до визионерского мистицизма. С одной стороны, образ сада становится основным «ключом», дающим доступ к символическому подтексту стихотворения, а с другой, сам сад воспринимается как своего рода «текст», знаковая реальность, декодируемая через поэзию.

Александра Веселова (Институт русской литературы РАН)
Описание садов в русской литературе XVIII-XIX вв.












Сад как самостоятельное произведение искусства всегда осознавался объектом, нуждающемся в дополнительной фиксации: вербальной и визуальной. Поэтому описания садов, как топографические, так и художественные, поэтические, сопровождали садово-парковое искусство во все времена его существования. В России традиция художественного описания сада начинает формироваться в XVIII столетии. Выработка языка, которым можно говорить о садах, начинается в переводах: именно в этот период были предприняты попытки перевести самые значительные европейские садовые трактаты Т. Вейтли и Х.Л. Хиршфельда. Постепенно появляются и поэтические описания садов. Поиск жанра, наиболее адекватного объекту описания, сопровождает смену садовых стилей, и вытеснение регулярного сада пейзажным идет параллельно процессу постепенного размывания жестких жанровых рамок. В результате садоописательная ода, созданная М.В. Ломоносовым, уступает место «прогулке» по саду и дружескому посланию, популярным среди поэтов круга Г.Р. Державина и сентименталистов.

Вход бесплатный, но необходима онлайн-регистрация.

Образ сада в средневековой поэзии на иврите

Источники к лекции Семена Парижского

Описание садов в русской литературе XVIII-XIX вв.

Источники к лекции Александры Веселовой

ВИДЕО

Аудио

ФОТОМАТЕРИАЛЫ

Kislev

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 2008
  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017

АРХИВ СОБЫТИЙ