14/09/2014
19:00, Музеон

Сломанное время

Еврейская историософия от Бергсона до Беньямина

трансляция

ХIХ век прошел под знаком линейного образа исторического развития. Его кульминацией стала историософия Гегеля и Маркса, согласно которой разрешение противоречий осуществляет перевод исторического процесса на более высокую «прогрессивную» стадию. Однако этот историософский оптимизм был разрушен катастрофами ХХ века, причем не последнюю роль в его разрушении сыграли еврейские мыслители.

Место единого исторического нарратива, описывающего всеобщую, то есть общую для всех, историю мира занимает сложная совокупность частных нарративов: у еврейских мыслителей общее пространство исторического развития дробится, разваливается на части. Конфигурация этих частей может принимать самые различные формы – у Бергсона и Гуссерля речь идет о переживании «длительности» или о «внутреннем сознании времени», у Фрейда – о вытесненной памяти о прошлом, у Левинаса мы встречаем «диахронию» моего времени и времени других, а идеи Розенцвейга или Беньямина можно интерпретировать как мессианские. Почему же евреи, создавшие Священное Писание в форме исторической хроники, то самое Писание, которое на протяжении всей европейской истории было образцом единого исторического нарратива, вдруг решили от него отказаться?

Лекция Михаила Ямпольского (New York University) и Анны Ямпольской (РГГУ, ГУ-ВШЭ).

Время: 14 сентября (ВС), 19.00

Место: Павильон ШКОЛА в Парке искусств МУЗЕОН

Вход бесплатный, но необходима онлайн-регистрация.

Вялый апокалипсис: 7 фактов о евреях, времени и истории

Репортаж с лекции "Сломанное время"

Евреи не претендуют на то, чтобы называться «отцами истории», оставив этот скромный титул Геродоту, полагая, что более пристало именоваться ее праотцами.

ВИДЕО

Аудио

ФОТОМАТЕРИАЛЫ

Iyyar

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 2008
  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016

АРХИВ СОБЫТИЙ