Встреча 25/05/2014
19:00, DI Telegraph

Слезаем с велосипеда

Теория и практика медленного чтения

трансляция


Совместно с сервисом по обмену знаниями и опытом Exchang.es в рамках серии событий «для тех, кто хочет делиться знаниями, умениями и опытом, но не знает, как делать это по-настоящему хорошо».

Современный читатель, как писал Михаил Гершензон, подобен велосипедисту, который «не видит слов, потому что не смотрит на них. Он мельком улавливает тени слов и безотчетно сливает их в некий воздушный смысл, столь же бесплотный, как слагающие его тени». Противоположный принцип «пешеходного» или «медленного» чтения (по аналогии со Slow Food), который продвигает проект «Эшколот», черпает вдохновение в традиционной практике изучения сакральных текстов. Для нее свойственно аналитическое чтение, совместное чтение и чтение как комментарий. Метод «медленного чтения» можно применять не только для анализа литературных или философских текстов, но и к произведениям кинематографа и живописи, поскольку они имеют знаковую природу и предполагают семиотический анализ.

Филолог Семен Парижский, востоковед Александра Полян и искусствовед Дильшат Харман проведут мастер-класс, демонстрирующий возможности «медленного чтения» применительно к литературным текстам, кино и живописи.

Семен Парижский
Кофе и сигареты







Что будет, если скрестить культуру кафе, современный кинематограф и еврейские классические тексты?
Мы попытаемся понять глубинный смысл кафе как культурной институции, опираясь на современный западный кинематограф, с одной стороны, и еврейские тексты и философию, с другой.
В программе: избранные новеллы из фильма Джима Джармуша «Кофе и сигареты», отрывок из Вавилонского Талмуда и эссе Эммануэля Левинаса «Иудаизм и революция».

Александра Полян
Еврейские вороны и еврейские лисицы






Для анализа мы выбрали два текста, сюжет которых прекрасно известен русскому читателю. Это два переложения басни Эзопа «Ворона и лисица», написанные на иврите. Первое из них – из сборника «Лисьи басни» р. Берехьи Накдана (XIII в.), второе – из книги «Басни Иуды» И.Л. Гордона (2-я половина XIX в.). Мы увидим, как два еврейских автора обращаются с хрестоматийным сюжетом, и посмотрим, какую еще информацию можно извлечь из двух текстов басен.

Дильшат Харман
Многоярусное чтение






Медленно читать произведения, относящиеся к визуальному искусству, нам довольно трудно. Картину или скульптуру сравнительно быстро можно охватить взглядом, и даже самые насыщенные деталями работы (скажем, «Стог сена» Иеронима Босха) не занимают у «читающего» столько времени, сколько займёт чтение романа средней величины. В отличие от «чтения» музыкального произведения, время, отведённое на знакомство с картиной, нефиксированно и часто сводится к техническому акту разглядывания – рассмотрел и пошёл дальше. Выиграем ли мы что-нибудь от того, что постоим перед картиной/фреской/гравюрой подольше? Или, наоборот, потеряем всю свежесть и непосредственность первых впечатлений?
В программе: картина Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня»

Вход бесплатный, но необходима онлайн-регистрация.

Как найти DI Telegraph: вход в здание Центрального телеграфа со стороны Газетного переулка, подъезд сразу за входом в бар «Кружка». Пройти через охрану, на лифте подняться на 5 этаж.

ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИЯ:


Live streaming video by Ustream

Если у вас не работает встроенная трансляция, перейдите по прямой ссылке.

Семинар медленного чтения

Материалы к семинару С. Парижского, А. Полян и Д. Харман

Вавилонская башня (zip)

Архив изображений к выступлению Дильшат Харман

Еврейские вороны и лисицы

Материалы к выступлению Александры Полян

ВИДЕО

Аудио

Tamuz

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 2008
  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016

АРХИВ СОБЫТИЙ