Мини-цикл 20/02/2013
20:00, Lady Jane

Маги, фарисеи, прозелиты

Каким был иудаизм 2000 лет назад?

Существуют устойчивые представления о том, что монотеистический иудаизм отрицает колдовство и магию, что евреи никогда не стремились обратить другие народы в свою веру, и что «фарисей» — это ханжа и лицемер.

Мини-курс из трех семинаров историка Михаила Туваля (Еврейский университет в Иерусалиме) посвящен анализу и опровержению этих представлений. Курс проходит на русском языке, источники читаются в переводе, знание иностранных языков не требуется.

Вход бесплатный, но необходима онлайн-регистрация.

ПРОГРАММА МИНИ-КУРСА

18 февраля (ПН), 20.00 Еврейская магия и колдуны в эпоху Второго Храма

Как это ни удивительно, но в греко-римскую эпоху евреи считались искусными магами, а Моисей и царь Соломон – основоположниками учений об изгнании бесов и управления ими, также как и могущественными колдунами. Исследователи не без оснований полагают, что в основе изображения Св. Георгия убивающего дракона лежит фигура Соломона, поражающего Лилит. В магических папирусах, дошедших до нас на греческом, имя еврейского бога упоминается намного чаще, чем имя любого другого божества. Многие из этих книг носят еврейские названия, такие как «Восьмая Книга Моисея о Святом Имени», «Молитва Иакова», «Диадема Моисея» – но даже многие из книг, не имеющие подобных названий, содержат огромное количество бесспорно еврейских элементов. Евреи также считались искусными экзорцистами, наиболее прославившимся (хоть и далеко не единственным) из которых был Иисус из Назарета. Не только Иисус, но и апостол Павел, некоторыми из современных ученых считается типичным древнееврейским колдуном. Искусство изгнания бесов (миф о происхождении которых подробно описан в еврейской литературе того периода) являлось одним из важнейших еврейских занятий того периода, о котором даже такой рациональный автор как Иосиф Флавий, писал с большой национальной гордостью.

19 февраля (ВТ), 20.00 Кем были фарисеи и в чем из значение?

На вторую часть вопроса «Кем были фарисеи и в чем их значение?» легко ответить. В контексте изучения истории и культуры западной цивилизации в целом, и еврейской истории в частности, фарисеи важны, прежде всего, потому что именно они заложили основы раввинистического иудаизма, — того самого, который стал нормативным в период поздней античности, и продолжает оставаться таковым и по сей день. Кроме этого, вторая по величине личность ранней христианской истории, Савл Тарсийский (он же апостол Павел) изначально был фарисеем, что, несомненно, повлияло на его собственное религиозное мировоззрение, а, следовательно, и на дальнейшее развитие христианской (т. е., европейской) мысли. Наконец, в Евангелиях они предстают в качестве главных религиозных оппонентов Иисуса, и описаны в нелестных тонах — несмотря на то, что, по всей видимости, Иисус был намного более близок к фарисеям, чем ко всем другим течениям современного ему иудаизма. Именно его близость к фарисеям, по всей видимости, и является причиной его постоянных споров с ними. Благодаря Евангелиям, в христианской теологии образ “фарисея” довольно быстро стал символизировать весь иудаизм, а само слово “фарисей” в большинстве европейских языков превратилось в синоним “ханжи”, “буквоеда”, “лицемера” и “мракобеса”. На семинаре мы прежде всего попытаемся ответить на первую часть поставленного выше вопроса.

20 февраля (СР), 20.00 Был ли древний иудаизм миссионерской религией?

В отличие от христианства и ислама, классический иудаизм, как правило, не считается миссионерской религией. Иудеи готовы принять в свои ряды отдельных неевреев, желающих присоединиться к еврейскому народу и жить по законам Торы, но активным прозелитизмом они занимаются крайне редко. В отличие от христианской и исламской традиций, раввинистический иудаизм не считает, что он является единственно правильным путем для всего человечества. Но было ли так всегда? Как известно, на протяжении своей истории религиозные системы претерпевают разнообразные изменения и трансформации, и позиция верующих по отношению к тем или иным вопросам зачастую кардинально меняется. В рамках этой лекции мы попытаемся продемонстрировать, что немало древних источников свидетельствуют о том, что иудаизм греко-римской эпохи был активной миссионерской религией и что его успех на поприще прозелитизма был широко известен, а также вызывал недоумение и гнев в среде языческих интеллектуалов. Гнев этот был вызван ужасом перед угрожающим распространением иудаизма в Римской империи, и, как оказалось, был вовсе не напрасен – ведь спустя пару сотен лет официальной, а затем и единственной религией Римской империи стала разновидность иудаизма, основанная иудеем из Галилеи.

Антология рекомендованного чтения

Дополнительные материалы к мини-курсу М. Туваля

Статьи на английском языке

Материалы к курсу М. Туваля

Первоисточники к семинарам М. Туваля о иудаизме эпохи II Храма

Аудио

ФОТОМАТЕРИАЛЫ

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 2008
  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019

АРХИВ СОБЫТИЙ